Постоянный адрес:

Козни “Посейдона”

Александр АРБУЗОВ 15:55 31 августа 2017 года
В Мининфраструктуры из-за чрезмерной занятости “решительными реформами” не замечают коррупционные схемы в морских портах Украины, напоминающие времена Януковича.

Как ранее сообщал “УкрРудПром”, помимо странной кадровой политики в морской отрасли реализуются коррупционные схемы, напоминающие времена “покращення”. Так в 2015 году удалось решить многолетнюю проблему произвола в портах со стороны Госэконинспекции и доступ так называемых “экологов” на суда был ограничен. После этого многие сотрудники Госэконинпсеекции перебрались на работу в “Укртрансбезпеку” и пытаются уже под новой крышей применять опыт с предыдущего места работы.

В п.1 Положения о Госслужбе по безопасности на транспорте (“Укртрансбезпека”), утвержденном постановлением КМУ №103 от 11.02.2015 предусмотрено, что эта структура “…является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через Министра инфраструктуры”.

Еще в начале года агентские компании Украины получили негласные рекомендации подписать договор с частной компанией “Посейдон инжиниринг” (код ЕГРПОУ 40005235) на предоставление сюрвейерских услуг. Компания была зарегистрирована в сентябре 2015 года с уставным капиталом 100 грн.

В условиях договора — услуги по пломбированию клапанов на балластных танках по $180-350 за пломбу. Причем “трудозатраты” на пломбу одинаковы, но сумма различается в зависимости от дедвейта судна. С текстом типового договора и тарифами можно ознакомиться по ССЫЛКЕ.

Вообще-то согласно морским конвенциям экипаж судна сам пломбирует клапаны перед заходом в порт и отмечает это в судовом журнале. А уже в порту прихода капитания может выборочно провести проверку.

Но Мининфраструктуры приказом №433 от 05.12.2016 утвердило Инструкцию о порядке пломбирования в морских портах судовых запорных устройств, предназначенных для сброса загрязняющих веществ и вод, их содержащих.

В результате те, кто не платит “Посейдон инжиниринг”, получают от “Укртрансбезпеки” (УТБ) при проверке даже при отсутствии нарушений код “30”, означающий задержание судна. Печально, что по этой схеме отказываются платить единицы.

Расчет на то. что лучше заплатить вышеупомянутые $180-350, чем понести ущерб от простоя судна в пределах $5-20 тысяч в сутки и расходы на приглашение представителей классификационных обществ из-за границы.

Известно, что ранее под раздачу по такой схеме попадали суда, следующие назначением на терминалы компании Risoil, в которой публично заявили об отказе работать с “Посейдон инжиниринг”. Суда задерживали на 5-6 дней (ущерб $15-20 тыс. в сутки). Затем инспекторы УТБ приходили и сами же при повторной проверке подтверждали, что нарушения (которых не было) устранены. Причем, как правило, все задержания были накануне выходных или праздничных дней.

А 23 августа 2017 года инспекторы УТБ задержали в Николаеве (причалы НГЗ) судно Greendale (флаг Белиз, оператор — компания “Трансшип”).

Напомним, что во времена Януковича эта компания отказывалась платить так называемым “экологам” за контроль изолированного балласта. Просто такая процедура не предусмотрена в конвенции МАРПОЛ и,  соответственно, является незаконной. По такой схеме сумма ежегодных поборов с капитанов судов оценочно составляла до $50 млн.

“Трансшип” во времена “покращення” из-за своей несговорчивости понес значительный ущерб, в основном из-за задержаний судов. В итоге при министре инфраструктуры Андрее Пивоварском эта коррупционная схема была упразднена.

Как работают новые схемы при старых опытных исполнителях на примере т/х Greendale.

21.08.2017 — судно ошвартовалось у причала Николаевского глиноземного завода для выгрузки бокситов в объеме 29700 т.

22.08.2017 00:00-02:00 — приходная комиссия. Сотрудники СКМП и УТБ в комиссии не участвуют.

22.08.2017 — утром прибыли сотрудники СКМП, оформили судну приход, сообщив, что проверка будет на следующий день.

23.08.2017 — около 11.00 на судно прибыл человек, представившийся сотрудником компании “Посейдон инжиниринг” якобы для пломбировки клапанов. Посетителю отказано в доступе ввиду отсутствия необходимости в его услугах. ФИО неизвестны, поскольку дальше трапа его не пустили. Он поинтересовался, какая компания оперирует судном, услышав в ответ “Трансшип”, сразу удалился.

23.08.2017 — около 12.00 на судно прибыли инспекторы УТБ Николаевской области (PSC) для проведения проверки в рамках Черноморского Меморандума -  В.Пичкур, В.Довжук, П.Терзман, которые по итогам проверки сделали 7 замечаний, два из которых с кодом “30”. При этом капитану прямо было заявлено, что эта проверка и замечания — прямое следствие отказа сотрудничать с компанией “Посейдон”. Причем в акте проверки указаны старое название судно, предыдущий флаг, предыдущее классификационное общество.

24.08.2017 — около 15.00 на судно прибыл инспектор регистра для закрытия замечаний.
24.08.2017 — в 20.00 выгрузка окончена.

24.08.2017 — в 23.00 отправлено письмо на электронный адрес УТБ, МИУ с требованием провести повторную проверку (с приложением акта регистра).

24.08.2017 — в 23:45 тем же адресатам отправлена жалоба.

25.08.2017 — в 12:30 на борт прибыли представители PSC, очень быстро закрыли замечания и удалились. При этом в акте исправлены название судна, флаг и регистр.

25.08.2017 — в 16.00 судно покинуло порт.

Отметим, что Greendale — достаточно новое судно, год постройки — 2003. Ранее принадлежало немецкому судовладельцу, и это был его первый рейс после классификационного ремонта.

Как видим, бывшие “экологи” перебравшиеся в “Укртрансбезпеку” придумали нечто похожее из своего опыта работы во времена “покращення”.

Кроме того, злые языки в отрасли утверждают, что PSC вообще можно не проходить за $500. Если агент окажется непонятливым и на судно все-таки придут, то до контроля это будет уже $1200. А в случае дальнейшего непонимания за снятие “нарисованного” нарушения с кодом 30 — $2500.

При “старом режиме” такого не было, так как PSC проводился инспекциями портнадзора. И только после передачи функций PSC в “Укртрансбезпеку” и переток в эту структуру бывших “экологов” появилась эта схема.

Руководство “штаба отрасли” знает об этом минимум с февраля. Но кроме, проведения совещаний проблема не решается. При этом впервые в истории в транспортном ведомстве введена отдельная должность заместителя министра по противодействию коррупции.

21.08.2017 Укртрансбезпека обнародовала весьма любопытный пресс-релиз. “В період з 20 липня по 20 серпня 2017 року інспекторами Укртрансбезпеки було затримано 4 судна під іноземним прапором. За результатами аналізу актів перевірок слід зазначити, що переважна більшість зауважень, що стали підставами для затримання суден, були саме недоліки щодо стану корпусу та механізмів, зокрема пошкодження корпусу, кришок трюмів, несправність гідравлічної системи кришок трюмів тощо. Також підставами для затримання були зауваження щодо невідповідності кваліфікаційних документів командного складу суден вимогам міжнародної конвенції про підготовку та дипломування моряків, функціонування аварійних пристроїв (пожежний насос, аварійний дизель генератор), невідповідність рятувального обладнання (ізольованих дихальних апаратів) міжнародним стандартам, тощо. Всі перелічені зауваження несуть високу загрозу безпеці експлуатації суден.

Враховуючи зазначене, можна стверджувати, що кожне із затримань жодним чином не пов’язане з пломбуванням запірних пристроїв. Крім цього, слід наголосити, що жодної скарги від капітанів суден, судновласників або інших зацікавлених осіб щодо неправомірного затримання суден до Укртрансбезпеки не надходило.

Наведена вище інформація ще раз підтверджує безпідставність звинувачень щодо не обґрунтованих та неправомірних затримань суден інспекторами Укртрансбезпеки”.

Налицо подмена понятий, так как на предыдущем совещании 20 июля речь шла немного о другом. В частности об уточнении вышеупомянутого приказа МИУ №433 кто должен проводить пломбирование, указав, что оно должно осуществляться “исключительно экипажем судна”.

При этом на примере судна Greendale, а также задержаний судов, следовавших на терминалы Risoil, можно говорить то ли об умысле инспекторов PSC то ли о полном несоответствии минимальным квалификационным требованиям, предусмотренным Черноморским Меморандумом. В любом случае в Украине дискредитирована система контроля государством порта из-за трудоустройства людей, имеющих смутное представление о том, чем они должны заниматься.

Как стало известно “УкрРудПрому”, компании “Трансшип” и “Новик” (морское агентство) уведомили Мининфраструктуры, что сотрудники Уртрансбезпеки не будут допускаться на суда до предоставления доказательств соответствия инспекторов квалификационным требованиям, предусмотренным Черноморским Меморандумом о взаимопонимании по контролю судов государством порта. Во избежание простоя судов и претензий к государству предлагается визиты сотрудников УТБ на суда согласовывать заранее с обязательным предоставлением документов, подтверждающих соответствие инспекторов квалификационным требованиям.